Завязка сюжета

Действие происходит в 2002 году. Главным героем является Кейт Уокер (Kate Walker; Кейт Уолкер) — молодая девушка-адвокат из Нью-Йорка, которая получает задание подписать договор о покупке некогда знаменитой швейцарской фабрики, производящей механические игрушки. Фабрика издавна принадлежала Форальбергам (Voralberg) — старинному роду мастеров-механиков, но в XXI веке, из-за снижения спроса, связанного с распространением электронных игрушек, оказалась на грани банкротства.

Валадилена

Кейт отправляется в тихий швейцарский городок Валадилена (Valadilene), где находится фабрика и живёт её владелица Анна Форальберг. Однако, приехав во Валадилену, Кейт оказывается свидетельницей похорон Анны Форальберг. Казалось бы, ситуация не настолько усложнилась — у Анны Форальберг не было детей, и, вероятнее всего, продажа фабрики должна была иметь место в её завещании. Однако местный юрист, мэтр Альфонтер, к которому Кейт отправилась за разъяснениями вопроса, сообщает ей, что у мисс Анны всё же есть наследник. Это — её младший брат, Ганс Форальберг, который, как считает практически всё население городка, погиб в горах ещё в 1930-х годах. В реальности же оказывается, что Ганс не погиб, а уехал из Валадилены в неизвестном направлении. Но его отец, Рудольф Форальберг, предпочёл считать своего сына мёртвым, нежели поверить, что тот смог бросить семейное дело. Последнее письмо Ганса Анне было отправлено откуда-то из Сибири.

Пытаясь понять, куда мог отправиться Ганс, Кейт выясняет, что он был не совсем обычным человеком. В далёком детстве он получил травму головного мозга, после которой сильно отставал в умственном развитии. Однако, будучи чрезвычайно замкнутым, нелюдимым, потеряв способность к чтению, Ганс стал гениальным изобретателем различной механической техники. По сути, все игрушки, которыми фабрика прославилась на весь мир, были его изобретениями. Кроме техники, Ганса интересовала лишь одна тема — мамонты. После ссоры с отцом он уехал из города в неизвестном направлении. Примерно за год до описываемых событий, Ганс прислал сестре проект механического пассажирского поезда, работающего от подзавода пружин. Этот безумного вида поезд Кейт обнаружила на вокзале, находящемся на территории фабрики. По всей видимости, поезд создавался с единственной целью — доставить Анну Форальберг к её брату, Гансу, в Сибирь. Но Анна умерла, так и не успев воспользовалаться им. По этой же причине Анна не успела закончить сборку Оскара — машиниста-автомата, также спроектированного Гансом Форальбергом. Незаконченный Оскар висел на сборочном станке в мастерской на фабрике.

Оскар просит Кейт закончить его сборку, собрав на конвейере пару деревянных ног. При помощи перфокарты Оскара, Кейт удаётся запустить конвейер и собрать пару ног. Законченный Оскар отправляется к поезду.

Поскольку место пассажира поезда после смерти Анны вакантно, Кейт решает отправиться на поезде на поиски Ганса, полагая, что поезд привезёт её к нему. Заведя при помощи особой установки пружины поезда и уладив необходимые формальности, Кейт отправляется по следам Ганса Форальберга.

Баррокштадт

Завод пружин поезда заканчивается на станции университетского городка Баррокштадт (Barrockstadt). Однако нигде поблизости установки для подзавода поезда не видно. Похоже, Ганс Форальберг всё же допустил небольшую ошибку в расчётах — поезд не доехал несколько сот метров до заводного устройства.

Сама станция представляет собой нечто вроде оранжереи, где растут тропические растения и обитает огромное количество птиц. Помимо железной дороги, через станцию проходит канал со шлюзом. В нижней части канала Кейт обнаруживает баржу и просит моряков помочь ей — дотащить поезд до заводника. Однако моряки не соглашаются помогать даром, требуя вознаграждение за работу.

Тем временем руководство университета обнаруживает поезд, остановившийся на платформе. Кейт вызывают в Ректорат. Ректорат находится в громадном здании университета, перед которым на своеобразном постаменте стоит некий странный механизм, сильно напоминающий произведения Форальбергов. Ректоры требуют, чтобы Кейт убрала поезд с платформы, так как он перегораживает пути. Однако, узнав о том, что для этого Кейт нужны деньги, они предлагают ей заработать их — нужно починить находящийся перед корпусом механический оркестр. Оказывается, его действительно сконструировал Ганс Форальберг, который много лет назад жил в Баррокштадском университете и посещал занятия по палеонтологии. Помимо оркестра, он создал, к примеру, механического ястреба для сбора яиц амерзонских кукушек.

На территории университета Кейт встречает престарелого профессора палеонтологии Понса, который также хорошо помнит Ганса. Он же рассказывает Кейт легенду о том, что на Дальнем Востоке существует труднодоступный остров Сиберия (Syberia), где живёт северная народность юколы, которые до сих пор выращивают живых мамонтов и поклоняются им. Ганс Форальберг безоговорочно верил в эту легенду. К примеру, он рассказывал Понсу о том, что когда-то нашёл фигурку мамонта, сделанную юколами, в пещере неподалёку от Валадилены. Однако Понс уверен, что это — не более, чем легенды. Когда Кейт приносит фигурку с собой из поезда и показывает её профессору, его удивлению нет предела. Вдохновлённый открытием, он экспромтом читает в главной аудитории университета лекцию о племени юколов и их отношениях с мамонтами. После лекции он возвращает Кейт фигурку и даёт ей копию материалов к лекции.

Кейт удаётся починить оркестр, за что ректоры выдают ей требуемую сумму. Однако, получив деньги, моряки просят Кейт помочь им со шлюзами — иначе они не смогут двинуться дальше. Разобравшись в управлении шлюзом, Кейт пропускает через него баржу. Моряки подтаскивают поезд к машинке для подзавода, и Кейт заводит пружины. Однако дорогу перекрывает массивная стена с воротами, также сооружёнными Гансом Форальбергом. Как выясняется, это была его последняя работа для университета. Поднявшись на стену, поговорив с пограничником и избавив того от мании преследования, Кейт получает визу на выезд за территорию станции. Специальный механизм поезда открывает ворота, и поезд продолжает путь.

Комсомольск

Завода пружин поезда хватает на то, чтобы доехать до шахтёрского городка Комсомольск (Komkolzgrad), находящегося где-то на территории бывшего СССР. Некогда Комсомольск являлся одним из центров тяжёлой промышленности, однако ныне практически заброшен. Заводник для поезда оказывается встроен в огромный рельсовый кран человекоподобного вида. В кабине управления краном Кейт находит звуковой валик. Из записанного на нём послания Анны следует, что в 1940—1980-х годах Ганс Форальберг работал в Советском Союзе, на Комсомольской фабрике.

Пока Кейт заводит поезд, сумасшедший директор заброшенной металлургической фабрики Сергей Бородин крадёт руки робота-машиниста Оскара. Кейт пробирается на фабрику, находит директора и требует вернуть руки автомата, но Бородин отказывается. Вскоре выясняется, что директор помешан на любви к некогда знаменитой оперной певице Елене Романской, которая много лет назад приезжала на фабрику и давала концерт. После закрытия фабрики Бородин превратил трубы, по которым когда-то тёк расплавленный металл, в огромный орган. Орган механизирован — на нём играет автомат-органист (для которого, собственно, Бородину и понадоблись руки Оскара). Бородин надеется, что когда-нибудь на фабрику вновь приедет Елена Романская и споёт под аккомпанемент этого органа.

По совпадению, мать Кейт встречается с неким русским певцом Фрэнком Малковичем, который когда-то знал Романскую. Кейт по телефону выясняет у Фрэнка, что Романская живёт в курортном городе Аралабад. После чего она договаривается с Бородиным, что привезёт на фабрику Романскую, а после её концерта тот вернёт руки Оскара.

Бородин отправляет Кейт на монорельсе в заброшенный космодром, который охраняет бывший космонавт-испытатель, а ныне алкоголик полковник Борис Шаров. Выясняется, что на космодроме некогда проходили испытания сконструированной Гансом Форальбергом механической ракетной пусковой установки. Однако, узнав, что советское правительство хочет использовать его ракету, как средство доставки ядерных боеголовок, он сбежал, не успев провести испытания ракеты. А сам космодром впоследствии был закрыт — практически всё оборудование было вывезено, а Шарова оставили сторожить остатки комплекса.

Шаров рассказывает, что до Аралабада можно добраться на имеющемся на космодроме автоматизированном дирижабле. Однако дирижабль не запускается. Кейт просит Шарова объяснить ей, как запустить дирижабль. Космонавт соглашается, но при условии, что Кейт выполнит его мечту — отправит его в Космос на установке Ганса Форальберга.

Кейт удаётся активировать ракетную установку. Перед самим стартом ракеты Шаров рассказывает ей, как запустить дирижабль.

На дирижабле Кейт отправляется в Аралабад.

Аралабад

Аралабад (Aralbad) — это бывший советский курорт, который, судя по названию и пейзажам, находится на Аральском море. В связи с обмелением моря и общей разрухой, курорт пришёл в запустение, а местный когда-то шикарный дом отдыха превратился в заштатную гостиницу. Романская живёт в этой полупустой гостинице много лет и легко соглашается выступить с концертом в Комсомольске.

После концерта Романской в Комсомольске оказывается, что Бородин не желает ни отпускать певицу обратно, ни отдавать Кейт руки Оскара. Кейт спасает Романскую, забирает руки Оскара, взрывает фабрику вместе с Бородиным и уезжает на поезде в Аралабад.

В Аралабаде выясняется, что в той же гостинице, где жила Романская, живёт и престарелый Ганс Форальберг. Кейт просит его подписать договор о продаже фабрики, что тот с готовностью делает. Также Ганс предлагает Кейт отправиться с ним на поезде дальше на поиски Сибирии. После некоторого колебания, Кейт решает не возвращаться в Нью-Йорк, где ей предстоит работать на хамоватого и подлого начальника Марсона и выяснять отношения с занудным и бесхарактерным Деном — её бой-френдом, который, к тому же, во время командировки Кейт уже успел изменить ей с её подругой Оливией. В итоге Кейт отправляется с Гансом навстречу новым приключениям.